Уроки литературы в мире, где всё можно погуглить | Приватные видеокурсы

Уроки литературы в мире, где всё можно погуглить

Тема в разделе "Newtonew — просветительский журнал об образовании", создана пользователем Krump, 4 июл 2017.

  1. Krump

    Krump Администратор Команда форума

    Педагог Вероника Разумец — о том, как важно учить искать информацию в сети, чтобы уроки литературы принесли школьникам удовольствие.


    Нашей очередной гостьей в

    Вы не можете просматривать внешние ссылки, что-бы просмотреть зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на форуме !

    стала Вероника Разумец, учитель русского языка и литературы известного петербургского лицея № 239. Мы поговорили с ней о том, почему компьютерные игры, соцсети и вообще интернет — вовсе не враги для учителя литературы. Наоборот, чем лучше ребёнок ориентируется в сети, тем проще ему будет, когда он столкнётся со сложными и на первый взгляд непонятными текстами из школьной программы.

    Полная версия стрима доступна на наших страницах в

    Вы не можете просматривать внешние ссылки, что-бы просмотреть зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на форуме !

    ,

    Вы не можете просматривать внешние ссылки, что-бы просмотреть зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на форуме !

    и

    Вы не можете просматривать внешние ссылки, что-бы просмотреть зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на форуме !

    , а здесь — отдельные цитаты нашей гостьи.


    Не бояться будущего


    Вероника Разумец


    учитель русского языка и литературы


    Сейчас есть технические возможности, которые позволяют жить практически в пространстве интернета, и на уроках тоже. Я не враг гаджетов, я ими сама пользуюсь и очень люблю, и мне кажется, что надо научиться это обращать во благо.


    Интернет — это не только игра, это ещё и огромное информационное пространство, которое позволяет учиться, играя.


    Школа должна понимать, что человек, который из неё выходит, существует в пространстве интернета. Независимо от профессии и специальности. И научиться ориентироваться в этом море, конечно, нужно. И задача учителя — быть таким вот маячком.


    Плыви туда. Лермонтов там.

    Вы не можете просматривать внешние ссылки, что-бы просмотреть зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на форуме !



    Особенно консервативна учительская братия русского языка и литературы. Все хором за бумажные книги, за шуршащие страницы. Хотя реальность остаётся реальностью — и мы сами в отпуск берём гаджеты, куда закачано много разных книг. Куда уж от этого деться.


    Сочетать старое и новое


    У меня и стихи учат, и учатся красиво писать — мы проводим конкурс каллиграфов. Это обязательная часть образования. Для заучивания мы стараемся выбирать такие стихи, которые были образцами русской речи. Повторение хороших образцов — это тоже часть обучения.

    Я использовала соцсети, когда мы проходили «Ревизора». Дала такое задание: каждый получает одного из персонажей и нужно было сделать для них свою страничку во «ВКонтакте». И выбрала одного человека, который как администратор это организовал. Результаты превзошли мои ожидания. Было два параллельных класса, и у нас получилось два разных, живых и интересных уездных города N.


    Афиша фильма «Ревизор», 1952 год

    Вы не можете просматривать внешние ссылки, что-бы просмотреть зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на форуме !



    Персонажи оживали — нужно было подобрать портрет, заполнить всю анкету, потом завести друзей, для чего нужно было влезть в текст Гоголя и посмотреть, кто с кем общался. А потом, если завели друзей, надо начинать общаться. И завязалась переписка между гоголевскими героями.

    И уездный город N. Стал жить своей социальной жизнью. Кто-то объявлял конкурсы, приглашал на званый вечер. Дети с удовольствием втянулись в эту игру и она им понравилась.


    И уже давно закончили читать «Ревизора», а жизнь в этом уездном городе всё равно продолжалась.


    Ещё такой приём мне нравится — создать виртуальный музей какого-нибудь литературного героя. Вновь визуализация — когда из художественного текста вдруг вырастают реальные, живые люди.

    Вот Пушкин писал: «Онегин, добрый мой приятель». И моя задача как учителя литературы — чтобы ребёнок, читая книгу, увидел этот художественный мир, созданный автором. Вдохнуть жизнь в этих героев.


    Скульптура Андрея Ковальчука «Пушкин и Онегин» в Йошкар-Оле

    Вы не можете просматривать внешние ссылки, что-бы просмотреть зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на форуме !



    Я сделала виртуальный музей Чичикова. Там были картинки предметов, которые мы не можем найти и пощупать. Где вы сейчас найдёте брусничный сюртук? А в интернете можно найти и собрать предметы, которые могли принадлежать Чичикову. У Гоголя очень подробно описан весь багаж.

    Очень подробно описана и шкатулка Чичикова. И её мы не просто рассматривали, мы ещё разбирали, в какое отделение что положить и куда спрятать денежки, чтоб никто не увидел. Получилось действительно здорово.

    И такие виртуальные музеи могут создавать и дети сами. Сейчас я хочу, чтобы они сами сделали книгу о вкусной и здоровой пище Чичикова или помещиков. Чтобы там были не просто картинки блюд из XIX века, но и рецепты.


    Что, завидуешь? Кадр из экранизации «Мёртвых душ», 1984 год

    Вы не можете просматривать внешние ссылки, что-бы просмотреть зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на форуме !



    Учить искать


    Без интернета не обойтись, когда речь идёт о восприятии литературы через интертекстуальность, то есть когда текст наполнен ссылками, воспоминаниями, скрытыми цитатами, которые не всегда видны и очевидны. Чем дальше развиваются культура и литература, тем этого больше.

    И есть разные уровни восприятия текста. Когда мы не видим этих скрытых цитат — поверхностный уровень. Когда мы вдруг начинаем их воспринимать — это более глубокий. А когда мы сами находим, на что это ссылки, — это уже настоящее прочтение. Интернет помогает установить, где и когда что-то было сказано.


    И самое главное, что должен сделать учитель литературы, — это сделать так, чтобы маленький читатель почувствовал, что текст писали для него.


    Потому что чтение — это процесс достаточно интимный, это я разговариваю с писателем, который создал мир, и пытаюсь этот мир воссоздать.


    Антон Чехов вежливо выслушивает восторженного читателя

    Вы не можете просматривать внешние ссылки, что-бы просмотреть зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на форуме !



    Поэтому я наивно уверена, что чтение как таковое не уйдёт никуда. Это такое интеллектуальное удовольствие, без которого уже не можешь, раз его вкусив.


    Не делай уроки скучными


    Дети всегда стремились во что-то играть. Кто-то играл в «ушки» под партой — в моём детстве. Кто-то играл в дурака за последней партой втихаря. И учителя всегда с этим боролись. Сейчас это приобрело другую форму. А суть осталась та же. А если игра ещё и становится умной, так это очень хорошо.

    Я поняла это давно на примере своего сына. Когда ему было шесть лет, мы вдруг обнаружили, что он и читает лучше, чем мы предполагали, и знает, кто такая Жанна д'Арк, Чингизхан. И много-много других имён, о которых мы с ним пока не говорили. Оказалось, это он поиграл в Age of Empires.


    Это тоже может быть образовательным инструментом (скриншот из Age of Empires II HD)

    Вы не можете просматривать внешние ссылки, что-бы просмотреть зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на форуме !



    Я думаю, что хороший учитель был у Онегина:

    Учил его всему шутя,

    Не докучал моралью строгой,

    Слегка за шалости бранил

    И в Летний сад гулять водил.


    Но перед родителями и учителями литературы стоит сложная задача — чтобы читать ребёнку было интереснее, чем играть. Задача сложная, но нужная.

    Вы не можете просматривать внешние ссылки, что-бы просмотреть зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на форуме !

     

Перелинковка тем

Здравствуйте! Кажется, вы используете AdBlock - могут быть недоступны некоторые функции. Добавьте, пожайлуста, нас в исключения. Спасибо за понимание!